История возникновения таможни

Предпосылкой появления таможенных сборов и органов, их взимающих, явилось возникшее  разложение первобытно-общинного строя,  отделение ремесла от земледелия, товарное производство – изготовление продуктов труда с целью обмена. Вместе с этим появилась и торговля, в том числе и с другими странами. Параллельно в обществе создается особый класс людей, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов.

С появлением купцов развиваются и торговые связи, которые уже выходят за пределы ближайшей округи. Возможность осуществления этих торговых связей напрямую зависели  от политических отношений, от  состояния безопасности торговли, безопасности на дорогах, развития потребностей.

В древнем Египте.

Сведения о первых внешнеторговых сделках были обнаружены в памятниках 6-ой династии в Древнем Египте в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, когда египтяне торговали с финикийскими городами и с жителями земель бассейна Красного моря. Затем торговые связи купцов из долины Нила распространились на другие рабовладельческие государства.
Движения купеческих караванов было небезопасным и исторические памятники времен Нового царства в Египте (XV-XII вв. до н.э.) сохранили свидетельства грабежей обозов и жалобы купцов. Содержание дорогостоящей стражи было обременительным для купцов и не всегда эффективным.

Поэтому на смену расходам на караванную стражу пришли особые сборы – прообраз будущих таможенных пошлин. Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, поборов, которые впоследствии взимались также городами и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги.
Политическими условиями возникновения таможенной политики явились раскол общества на классы и образование государств. Возникшая в результате распада первобытного общества рабовладельческая знать, опираясь на свою экономическую и военную мощь, стремилась присвоить труд остальных членов общества и способствовала развитию ремесла и обмена, отделению города от деревни. «Вместе с городом появляется и необходимость администрации, полиции, налогов и т.д. – словом общинного политического устройства, а значит и политики вообще. На содержание государственного аппарата рабовладельцы взимали разные налоги и сборы, в т.ч. с торговли и провоза товаров. В Древней Ассирии  на рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры, взимались пошлины в пользу Ашшура с торговли в его колониях в Малой Азии. В Вавилоне, который в начале 2-го тысячелетия до нашей эры объединил всю долину Двуречья и стал почти на 2 тысячи лет важнейшим экономическим и культурным центром древнего мира, все товары при ввозе в город осматривались, и с них взыскивалась пошлина.
С возникновением купцов появляются металлические деньги, чеканная монета и с металлическими деньгами.
Упрочению господства эксплуататоров в рабовладельческом обществе будут способствовать наряду с иными налогами и сборами, также таможенные пошлины, поскольку главная цель их взимания – фискальная, т.е. соблюдение интересов казны.
Вследствие неравномерности и особенностей экономического и политического развития государства, а также неполноты сведений о внешнеторговых связях народов разных континентов в различные эпохи, воссоздать общую историческую картину развития таможенной политики государства древнего мира и средних веков довольно сложно.
Первоначально торговля была сухопутной, и купеческие караваны нуждались в остановках в пути. Места стоянок зачастую одновременно были местами торговли, поэтому пользование складочными местами стало сопровождаться уплатой податей. Позднее торговля стала создаваться в морских портах. Правила торговли не допускали обмана, поэтому следить за порядком должны были специфические государственные служащие, на содержание которых шла часть взимавшихся пошлин. Многочисленными складочными местами для азиатских тканей, пряностей, благовонных веществ стали древние порты Средиземного моря, а посредниками в торговле финикийские и греческие мореходы.

В древней Греции.

Зарождение таможенного дела в Древней Греции

В VII веке до нашей эры, морская торговля по Эгейскому морю всё более изымалась из рук финикийцев и попадала в руки жителей Аттики.
Греция не имела плодородных почв и её территорию почти со всех сторон окружает вода, поэтому жители находили в торговле в большей степени средства к существованию. Начиная с VI века до нашей эры, афиняне получали хлеб из Египта, Сицилии, а позднее из северного Причерноморья. Причерноморские города Херсонес, Феодосия были настолько важны для внешней торговли древней Греции, что в этих городах не взимались с товаров привозные и вывозные (экспортные) пошлины. В обмен на ткани, оружие, вино, растительное масло причерноморские города поставляли рыбу, рабов. Позднее в Причерноморье устанавливаются пошлины на вывоз товаров. В середине IV в. до нашей эры, митилены добились у босфорского царя Левкона понижения вывозных пошлин на 100 тысяч медимнов зерна, а жители Самотраки в середине III в. до нашей эры обращаются с такой же просьбой к Ипомедону, состоявшему на службе у Птолемея, о вывозе зерна из Херсонеса или других местностей, которые он укажет. Существовали пошлины и на вывоз рабов. По преданию, философ Ксантий купил в Самосе будущего баснописца Эзопа, и желая взять его с собой в Лидию, с большим трудом выхлопотал право вывезти его беспошлинно.
В самой Греции таможенные пошлины на привозные товары составляли 1/10 часть их цены.

Со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому во время Демосфена в IV в. до нашей эры привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные предметы (оружие, воинское снаряжение) освобождались от уплаты пошлин. Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере 1/100 части цены товара, в то время как города, зависимые от Афин, платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане, которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч, с разрешения ареопага были освобождены от уплаты пошлин.
Сбор таможенных пошлин производился в морских портах и на городских рынках. Существовали сухопутные таможни, операции в которых иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины уплачивались золотом и серебром.
Сбор пошлин отдавался на откуп отдельным лицам или группам, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где 10 выборных граждан публично решали вопрос, какую из предлагаемых сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики платили государству, а всё, что им удавалось взыскать сверх неё, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками установленного взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении данного обязательства они повергались к тюремному заключению. За процессом взимания таможенных пошлин с торговцев откупщиками следили уполномоченные власти. Суммы таможенных пошлин на товары записывались мелками на папирусе, каменных и керамических плитках, выставляемых на всеобщее обозрение. Во время Пелопоннесской войны в V в до нашей эры афиняне отдали взимание таможенных сборов на откуп за 36 таланов, а сборы откупщиков составили 40 таланов. Позднее сборы увеличились настолько, что ежегодный таможенный доход афинян составлял свыше 1600 таланов.
Таможенные операции активно развивались и в других странах. В Египте в IV до нашей эры, правительство строго регламентировало ввоз в Александрию продовольствия и вывоз изделий египетских мастеров. Сборы с привозимых товаров взимались на таможенных пунктах на севере Египта – в Александрии и Пелусии, на юге – в Элефантине, а в Гермополе существовала внутренняя таможня.
В Карфагене в III в. до нашей эры, таможенные пошлины были настолько  важным источником государственных доходов, что Ганнибал, преобразовав сухопутные и морские таможни и систему пошлин, не вводя поголовных податей с населения, мог покрыть все расходы и с успехом вести войну с Римом. Однако чрезмерное увеличение пошлин вынудило торговцев к обходу таможенных правил, к контрабандным действиям, что в итоге ослабило экономику Карфагена, и по мнению В.А. Циммермана, явилось причиной его покорения римлянами. Контрабанда, которую так легко производить на выступающих в виде мысков и полуостровов берегах Греции, организовывалась и до того увеличилась, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и только разбойники.